Как в России решается проблема загрязнения воздуха автотранспортом

В среду, 13 июня, российское подразделение «Гринпис» представило «рейтинг зеленой мобильности» городов, из которого можно сделать вывод о том, насколько серьезно местные власти озабочены влиянием транспорта на экологию. Исследование было проведено в 77 городах России, в частности, в тех из них, которые в эти дни принимают у себя ЧМ-2018. При составлении рейтинга учитывались меры, принимаемые местными властями для улучшения ситуации, а также проводился опрос среди жителей. Подробности — у DW.

От загрязнения воздуха преждевременно умирают десятки тысяч россиян

По официальным данным, выбросы от работы автотранспорта в России составляют около 45% общих поступлений вредных веществ в атмосферу. Такие данные содержатся в Госдокладе «О состоянии и об охране окружающей среды РФ в 2016 году». В крупных городах этот показатель значительно выше, например, в столице — 93,6%. При этом количество автотранспорта за последнее десятилетие увеличилось в стране более чем в полтора раза — с 35 млн до 57 млн единиц.

Пробкв на улицах Москвы

Из-за роста числа личных автомобилей пробки в Москве — вещь привычная

Медики подтверждают негативное влияние транспорта на здоровье. По их оценкам, до 140 тысяч преждевременных смертей происходят в России из-за загрязнения воздуха (это примерно 5-7% от общего числа). По данным завлабораторией прогнозирования качества окружающей среды и здоровья населения Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Бориса Ревича, более половины этих преждевременных смертей связаны с загрязнением воздуха автотранспортом.

Исследование «Гринпис«: 44 города РФ в «красной» зоне

В рамках действующей сегодня в России «Транспортной стратегии» власти должны стремиться к тому, чтобы постепенно снижать воздействие транспорта на окружающую среду. Экологи обратились с вопросами в администрации 77 городов в попытке узнать, какие именно меры принимаются в этой связи. В частности, чтобы выяснить, создаются ли зоны с ограничением экологического класса машин, как развивается общественный транспорт, поддерживается ли велоинфраструктура и внедрение транспорта на альтернативных видах топлива. Одновременно экологи расспросили жителей, насколько они довольны качеством воздуха в их городах.

Экологически чистый автобус на улицах Санкт-Петербурга

Экологически чистый автобус на улицах Санкт-Петербурга

Исходя из полученных ответов, исследователи разделили города на три группы: «зеленую», «желтую» и «красную». В первую попали те, администрация которых прикладывают максимум усилий для улучшение ситуации. Во вторую — в которых «важные элементы экологизации недооценены», в третью — города, где принимаются неверные, с точки зрения экологов, меры.

Наибольшее число городов, по результатам анализа, оказались в «красной» группе. Так, в 10 из них зафиксированы в основном такие недочеты, как отсутствие мер по созданию зон с ограничением транспорта низкого экологического класса. 15 городов попали в «желтую» группу, 19 — в «зеленую». Среди 11 городов, принимающих чемпионат по футболу, зеленым цветом были выделены Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Казань, Екатеринбург и Ростов-на-Дону. В «желтой» зоне оказались Самара и Волгоград. В «красной» — столица Олимпиады 2014 года Сочи.

Что делается и что игнорируется местными властями для экологии

Как говорится в резюме исследования, «власти половины городов, принимающих чемпионат мира, хорошо понимают необходимость развивать зеленую мобильность». Среди позитивных мер экологами было отмечено развитие транспорта на электротяге, ограничения на въезд в город грузовиков в Петербурге, попытка сократить выбросы парниковых газов от автотранспорта в Калининграде, внедрение новых систем управления транспортом в Казани и Екатеринбурге.

Особо было отмечено развитие сети велодорожек в Москве, Ростове-на-Дону и Петербурге. Отмечается, что 83% автобусов в Москве соответствуют современным экологическим классам Евро-4 и Евро-5. Также в столице уже несколько лет действует запрет на въезд грузовиков ниже Евро-3 на ТТК, ниже Евро-2 — на МКАД.

Стадион в Санкт-Петербурге, где пройдут матчи ЧМ-2018

Стадион в Санкт-Петербурге, где пройдут матчи ЧМ-2018

Основные претензии экологов связаны с закрытостью и безынициативностью местных властей. Так, например, администрации Нижнего Новгорода и Саранска проигнорировали вопросы от «Гринпис», а Самары и Волгограда — дали ответы, из которых, по мнению экологов, следует, что чиновники недостаточно серьезно относятся к необходимости снижать количество поездок на личном транспорте и поддерживать развитие общественного.

Что касается попавшего в «красную» зону города Сочи, то в местной администрации заявили, что «единовременная замена подвижного состава в условиях дефицитного бюджета не представляется возможной», несмотря на то, что такая потребность существует. Также администрация отметила, что принятие стратегии, которая обеспечит снижение выбросов загрязняющих веществ к 2030 году, не относится к ее полномочиям, по сути, сняв с себя, таким образом ответственность за экологию.

Москвичам и питерцам дышится хуже всех

Интересно, что восприятие самими жителями экологической ситуации в их городах несколько отличается от полученных «Гринписом» результатов. Так, в «зеленых» Москве и Санкт-Петербурге недовольны качеством воздуха соответственно 82% и 77% горожан. Лишь одна десятая москвичей сообщила, что не чувствует запаха выхлопных газов. Не ощущающих этот запах в Петербурге еще меньше — 9,4%.

А вот в проштрафившемся Сочи недовольных качеством воздуха всего 22%. Это наилучший показатель среди городов ЧМ- 2018. С тем, что главной причиной загрязнения воздуха является автотранспорт, согласны большинство респондентов из городов проведения мирового футбольного первенства.

Задавался участникам исследования и вопрос о том, насколько они довольны мерами властей по улучшению транспортной ситуации. Среди москвичей довольными назвали себя всего 20%, тот же показатель зафиксирован в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Калининграде и Волгограде. Сочинцы попали в число наиболее удовлетворенных, однако и здесь таковых нашлось менее половины — 34%.

Гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев, комментируя исследование, отметил, что забота об экологии, бесспорно, не входит в число приоритетов региональных и местных властей. В первую очередь, они озабочены социальными расходами.

«Местные бюджеты без федеральной поддержки действительно не в состоянии справиться с такими масштабными задачами, как обновление парка общественного транспорта или кардинальное изменение дорожной инфраструктуры», — заявил он DW. В этом смысле неудивительно, что наиболее благополучное положение зафиксировано в большинстве городов, принимающих ЧМ-2018, поскольку к ним в последнее время приковано внимание федеральных властей.

Смотрите также:

http://www.dw.com/ru/как-в-россии-решается-проблема-загрязнения-воздуха-автотранспортом/a-44217052?maca=rus-rss-ru-all-1126-xml-mrss

Добавить комментарий